Как завязываются 9 морских узлов, знание которых пригодится в домашнем хозяйстве

Завязывание прямого узла

pryamoy-uzel-zavyazka.jpgа) обычный способ вязки; б) – морской способ вязки; в) – ткацкий способ вязки; г) – морской способ развязывания

Существуют различные способы завязывания прямого узла. Наиболее распространенным является классический способ:

  1. Берем ходовые концы двух разных веревок;
  2. Одним концом оплетаем раз конец другой веревки;
  3. Берем ходовой конец другой веревки и делаем открытую петлю;
  4. Другим концом через отверстие петли протягиваем веревку, оплетая первый конец между первым переплетом и окончанием веревки;
  5. Затягиваем узел за оба концы;
  6. Прямой узел связан!

Быстроразвязываемой модификацией данного узла является рифовый узел.

Часто используемые морские узлы

Булинь является универсальным узлом, так как легко завязывается на веревке любой толщины. Его также именуют «беседочным узлом». Самостоятельно он не развяжется, не скользит по тросу, но его без усилий можно распустить, если возникла необходимость. Соединение получается одним из самых крепких. Применяют его для страховки, крепления к кольцу и гауку, швартовки и соединения разнообразных тросов.

untitled-1.png

Схема вязки:

  1. Создается петля, в которую проводится ходовый участок.
  2. Далее его заводят за коренную часть.
  3. Возвращают назад в петлю.
  4. Маленький кончик должен остаться во второй петле.
  5. Выполняют тугое затягивание.

Восьмерка получила свое название из-за внешнего сходства с одноименной цифрой. Ее применяют как самостоятельный вариант или в качестве элемента для вязки других креплений. Используется за закрепления или стопора. Его особенность в том, что такой якорный узел легко развязывается при намокании каната.

auto_fb_img_loader_85.png

Схема вязки:

  1. Ходовый край вытягивают вдоль коренного и обводят вокруг него.
  2. Ходовый конец заводят за себя и вдевают в образовавшуюся петлю.
  3. Плотно затягивают.

Удавка применяется для поднятия груза на высоту, а также крепления веревки к опоре. Ходовую часть обворачивают вокруг предмета, а коренной участок несколько раз обводят вокруг ходового. Наиболее надежен, если в удавке для фиксации применяется контрольная затяжка.

При использовании предельной нагрузки на разрыв, после снятия груза, канат легко развязывается. Соединение очень крепкое и не теряет прочности при намокании. Карабиновая удавка широко применяется в альпинизме. Ходовая часть закрепляется на карабине в форме восьмерки, а свободная часть может охватывать опору, например, дерево.

Штык связывают из двух узлов. Он сложен в исполнении, подходит для буксировки и швартовки. В основе применяется простой полуштык. Ходовую часть обводят вокруг предмета, затем несколько раз вокруг коренной части. Штык уместен при длительном стоянии судна в порту.

Существует несколько вариаций вязки. Разновидностью его является якорный узел, который также называют рыбацким штыком. Его применяют в ситуациях, когда задействуется сильная тяга, например, при опускании якоря.

Прямые узлы уместны для скрепления ходовой части двух разных тросов. К недостатку конструкции относят очень сильное затягивание после намокания при чрезмерной нагрузке, поэтому развязать его будет сложно. При интенсивном использовании этот якорный узел может сползать. Схема вязки:

  1. Две коренные части соединяют.
  2. Перемещают ходовые концы по отношению друг к другу и затягивают.
  3. Чтобы конструкция не потеряла симметрию, концы выводят по обе части коренных участков.

Воровской узел считается разновидностью прямого, его применяют для бытовых нужд, например, перевязывают мешки с зерном. Его вяжут подобным образом, направляя концы из конструкции по диагонали по отношению к коренной части канатов. Во время нагрузки соединение может изменить форму, напоминая полуштык.

Смещение приводит к взаимному развязыванию концов. Чтобы веревка не развязывалась, меняют месторасположение концов. Их прижимают, а коренные части затягивают. Если края спрятаны, соединение внешне можно спутать с прямым креплением.

Самым непрочным является тещин узел. Его именуют также бабьим узлом. В морском деле он не используется из-за ненадежности, но на берегу его успешно применяют для упаковки товаров, вязки мешков. Края ходовой части переплетают и связывают. Несмотря на кажущуюся прочность, существует высокая вероятность соскальзывания и развязывания узла при сильном натяжении.

Хуже всего соединяются канаты разного диаметра. При выборе данной конструкции следует оценивать степень опасности, так как соединение развяжется в наиболее неподходящий момент.

Классификация морских узлов

Все названия морских узлов к нам пришли с других языков.

morskie_uzly-1024x663.jpg

Термин «якорный узел» обозначался несколькими различными словами в зависимости от конструктивной особенности вязки:

  • «knot» — переплетают, связывая ходовый край с коренным, на конце каната создается утолщение;
  • «hitch» — предназначен для закрепления ходового конца к реям, мачтам, другим снастям и предметам;
  • «bend» — используют для увеличения длины троса посредством связывания двух концов.

Важно!

Коренной участок каната – участок, закрепленный стационарно. Ходовый конец – свободный край, который ни к чему не крепится, с него начинают завязывать веревку.

Новичкам рекомендуется освоить технику вязания основных узлов, которые часто используются в мореходстве. Начинать нужно с простых конструкций, постепенно усложняя технику. Вязку одного узла следует доводить до автоматизма, только потом приступать к изучению новой конструкции. Следует помнить, что многие названия узлов пришли из англоязычных наречий. Одно и то же крепление может иметь до 7 названий.

Плоский узел

topbituzel2.jpgПолезная штука. |Фото: howlingpixel.com.Еще один весьма старый вид узла, который давно известен человечеству. Считается самым надежным, если стоит задача связать два троса разной толщины. Важным достоинством плоского узла является то, что он равномерно распределяет нагрузку, никогда сильно не затягивается, а значит, не портит сам трос по причине отсутствия крутых перегибов. Также узел легко развязывается, когда с него снимается нагрузка.

Фламандская петля

topbituzel6.jpgСтоит запомнить. |Фото: getreadytravel.ru.Фламандская петля используется преимущественно при настройке музыкальных инструментов (помимо морского дела). Если играете на скрипке, гитаре или хоть балалайке, следует освоить данную конструкцию. Представляет собой легко развязываемую петельку на конце троса, которая связана восьмеркой и сложена вдвое. Стоит также помнить о том, что при значительно нагрузке данный узел легко перетягивает трос, что является его большим недостатком.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий