Как сделать мотобуксировщик своими руками?

Самодельная мотособака

Самодельный мотобуксировщик, изготовленный из подручных материалов, отличается сниженной стоимостью эксплуатации и более мощными техническими характеристиками, в сравнение с аналогичными покупными моделями.

Успешное изготовление мотособаки своими руками предполагает сразу несколько этапов. Среди них:

  1. Подбор основных элементов конструкции с необходимыми параметрами.
  2. Изучение чертежей, схем и видео-инструкций, что позволяет не допустить ошибок при сборке.
  3. Непосредственно изготовление с последующим испытанием.

Это позволяет внести в конструкцию необходимые изменения и добиться нужных параметров работы, например, более низкого расхода топлива либо увеличенной скорости. При желании можно реализовать дополнительные отсеки для различных полезных инструментов, снастей и других видов снаряжения.

Изготовление основных элементов конструкции

Существует сразу несколько элементов, которые необходимо подготовить заранее для успешной самостоятельной сборки подобного механизма. Это силовой агрегат, который обладает достаточной мощностью для выполнения подобного рода задач. С этой целью используются моторы бензинового типа, оснащенные 1 цилиндром.

Упоминания заслуживают и другие элементы:

  • гусеничный механизм;
  • подвеска;
  • рама мотобуксировщика;
  • трансмиссия.

Каждый из этих узлов требует внимательного отношения, в связи с чем их целесообразно изучить подробнее. В качестве двигателя повсеместно используются модели японских производителей, например, Ямаха или Хонда, а также бюджетные китайские аналоги. При этом допускается использование моторов из мотоблока, бензопил и других подручных приборов.

Motosobaka-svoimi-rukami-shema-i-chertezhi-3.jpgЧертеж рамы мотособаки

Подбору подходящих гусениц также следует уделить должное внимание, поскольку они бывают не только специализированными, но и универсальными, предназначенными для снегоходов и другой техники. Считается, что оптимальным вариантом станут гусеницы, не менее 50 см шириной, поскольку они позволят сделать устройство устойчивым, маневренным.

Обязательно почитайте:  Почвофреза на минитрактор

Планируя реализовать трансмиссию, необходимо отметить возможность выбора между механической, автоматической редукторной и вариативной. Несмотря на ускоренный износ деталей, АКПП считается предпочтительной, поскольку она позволяет значительно увеличить тяговое усилие. В качестве бюджетного варианта допускается использование КПП, например, от ВАЗ.

От прочности рамы агрегата напрямую зависит его надежность, в связи с чем целесообразно изготавливать её своими руками, используя сварочный аппарат. Для этой цели подойдут трубы не менее 3 мм толщиной, что позволяет избежать деформаций при серьезных нагрузках.

Желая изготовить мотособаку из Бурана или других механизмов, потребуется:

  1. Установить на раму двигатель.
  2. Выполнить монтаж ходовой части, изготовив переднюю, заднюю ось.
  3. Соединить её с коробкой передач.
  4. Выполнить монтаж гусениц, органов управления.

Подвеска устройства может быть катковой или склизовой, в зависимости от сезона предполагаемого использования. Первый вариант подойдет для эксплуатации летом, осенью или весной, а второй — исключительно для зимнего периода.

Зимний мотобуксировщик

Руководствуясь схемами, чертежами и видео-инструкциями, достаточно собрать конструкцию из предварительно подобранных элементов, что позволит быстро изготовить мотособаку. Для зимнего мотобуксировщика целесообразно использовать лыжный модуль для платформы водителя, а также катковой тип подвески. В остальном конструкция полностью идентична стандартной.

Инструменты и материалы

Для самостоятельного выполнения сборочных работ нужен определенный перечень инструментария и материалов.

Потребуется несколько инструментов.

  1. Сварочный аппарат. Он нужен для стыковки металла, дает возможность получить надежное соединение. Для работы со сварочным агрегатом нужна определенная оснастка, в частности, электроды, а также защитная экипировка.
  2. Угловая шлифовальная машина (болгарка) – незаменимый инструмент при работе с металлами. Она необходима для расчленения заготовок на отдельные части. К болгарке надо подобрать специальные насадки, которые потребуются для работы с определенными материалами.
  3. Электродрель – для получения отверстий.
  4. Комплект гаечных ключей для работы с крепежными изделиями.

Из материалов и агрегатов нам потребуются:

  1. соответствующий мотор для определенных условий эксплуатации;
  2. профильная и круглая труба для сооружения остова (рамы);
  3. колеса на ходовую часть.

Что такое мотособака

Прежде чем выяснить, как своими руками сделать мотособаку, необходимо более подробно рассмотреть этот тип устройств. Они представляют собой компактные снегоходы или болотоходы, оборудованные двигателем. Основными элементами мотособаки является буксировщик гусеничного типа, а также сани, прикрепляемые к нему.

В зависимости от конкретной модификации подобного рода механизм может обладать другими составными частями, например, грузовой платформой, размещенной на тягаче. Силовые агрегаты, используемые в конструкции данного транспортного средства, оснащаются маломощными моторами — от 6 до 13 л.с., что позволяет двигаться по пересеченной местности с небольшой скоростью, около 30-40 км/ч.

Motosobaka-svoimi-rukami-shema-i-chertezhi-1.jpgМотособака обладает небольшими габаритами

Необходимо отметить, что мотособака из культиватора не предполагает наличия тормозной системы, это делает езду на высокой скорости небезопасной. Устройство пользуется высоким спросом среди любителей рыбалки, охоты, отдыха на природе. Оно используется для выполнения различных хозяйственных задач, транспортировки небольших грузов.

К числу характерных преимуществ мотобуксировщиков целесообразно отнести следующие особенности:

  • простота конструкции, позволяющая собрать подобное устройство самостоятельно;
  • высочайшая проходимость, за счет которой удается передвигаться даже по труднодоступной местности;
  • низкая стоимость эксплуатации, обслуживания, ремонта.

По своей конструкции подобные устройства напоминают классические снегоходы, однако позиция водителя расположена вне буксировщика, что позволяет значительно снизить его вес, увеличивая проходимость.

Изделия отлично подходят для любителей зимней рыбалки, поскольку благодаря небольшой массе они легко передвигаются по поверхности замерзших озер, не создавая угрозы пролома льда.

Мотобуксировщик для труднопроходимых мест

Планируя изготовить самодельные мотобуксировщики, необходимо учесть, что их стоимость будет аналогична наиболее бюджетным моделям, представленным в продаже. Однако, они по большей части китайского производства, отличаются низким качеством сборки и часто ломаются, в отличие от самодельного агрегата повышенной надежности.

Обязательно почитайте:  Цилиндр навески МТЗ 82

Мотобуксировщик, изготовленный своими руками, отлично подойдет для передвижения и транспортировки грузов в условиях:

  • болотистой местности;
  • снега;
  • грунтовых дорог;
  • неравномерного рельефа, изобилующего спусками и подъемами.

Приспособление отличается небольшими габаритами и малым весом, что позволяет перевозить его до места эксплуатации с помощью стандартных транспортных средств без лишних неудобств.

Motosobaka-svoimi-rukami-shema-i-chertezhi-2.jpgИзготовление вездехода

Сборка

Прежде всего необходимы подготовительные работы.

Чтобы затруднений с эксплуатацией мотобуксировщика не возникло, главное, сразу же определиться с ее ключевыми техническими характеристиками:

  • грузоподъемностью;
  • мощностью мотора;
  • разновидностью силовой передачи;
  • системой пуска мотора – электрической либо ручной.

kak-sdelat-motobuksirovshchik-svoimi-rukami-28.jpg

А также необходимо побеспокоиться о дополнительных приспособлениях мотобуксировщика – лебедке, свете, защитных компонентах, сиденьях. После этого разрабатывается полный чертеж, на котором будут отображены все тонкости. Затем можно заказать комплект составных элементов для мотособаки либо подобрать их самому из тех, что есть в наличии от другой автомототехники.

Теперь можно начинать процедуру сборки.

kak-sdelat-motobuksirovshchik-svoimi-rukami-29.jpg

В первую очередь изготавливают раму (каркас) мотобуксировщика, которая даст возможность зафиксировать мотор, коробку, ходовую часть. Для этого выбранные профильные трубы (кроме того, сгодится балка) свариваются в коробку в виде прямоугольника. После варят крепления для всех основных агрегатов мотобуксировщика. По завершении можно инсталлировать мотор.

Ходовая часть должна базироваться на опорных подшипниках (в народе – «опорник»). На станке для токарных работ точат подходящие втулки с толщиной стенки 5 миллиметров.

Используя втулки, по углам каркаса устанавливают подшипники. После создают переднюю и заднюю оси (мосты), которые конфигурируют валы совместно со втулками и опорниками. Задний мост мотобуксировщика делают ведущим, устанавливая на него приводное профилированное колесо и основательно приваривая его. Посредством цепи ее необходимо объединить с коробкой скоростей.

Гусеницы мотобуксировщика, как говорилось выше, изготавливают собственными руками из транспортерной ленты шириной больше 30 сантиметров или приобретают готовые, только последние потребуется разделять и делать шире посредством вставок. Траки делают из дерева, пластмассовых труб либо демонтируют со старенького снегохода. На КПП, двигатель устанавливают шкивы, соединяющиеся приводным ремнем. К рулю фиксируют компоненты управления мотобуксировщиком – рукоятка сцепления устанавливается с левой стороны, рукоять газа – с правой. Руль фиксируют на каркасе посредством сварки двумя трубами с вилкой. Вилка устраивается на задней оси и фиксируется приваренными металлическими шайбами.

По завершении работ устанавливаются дополнительные устройства мотособаки, монтируется необходимое оснащение. Конструкция комплектуется местом для сидения, отделом для грузов и так далее Готовая техника ничем не уступит по функциональным характеристикам заводской продукции, будет выполнена основательно и может быть восстановлена при выходе из строя самим создателем.

Выбор и изготовление основных элементов

Следует детальнее обсудить основные составные части, базовые компоненты и органы управления мотобуксировщика.

Двигатель

Самый важный компонент техники – мотор (силовой агрегат). Как правило, для изготовления мотобуксировщиков используется одноцилиндровый карбюраторный двигатель. Не менее значимым элементом является гусеница – подвеска и движитель. Посредством гусеницы можно перемещаться по льду, снежному покрову, мягкой земле в теплое время.

В большинстве случаев для мотобуксировщиков применяются моторы брендов Honda, Yamaha (дорогостоящие) либо китайских торговых марок (MTR, Lifan и другие, доступные по цене).

kak-sdelat-motobuksirovshchik-svoimi-rukami-10.jpg

Эти моторы значительно разнятся по стоимости, хотя мощность их, как правило, равносильна. Прекрасно себя показали моторы Lifan, оснащенные сцеплением центробежного типа.

Отдельные умельцы используют для изготовления мотобуксировщиков двигатель от мотоблока (культиватора), движки от бензопил (мотопил) «Урал», «Дружба».

kak-sdelat-motobuksirovshchik-svoimi-rukami-11.jpg

Востребованным является мотор Ш-58 от мопеда, предусмотренный для ручного режима переключения коробки передач. В равной мере можно использовать моторы для скутеров. Главное условие, чтобы агрегаты имели неплохие тяговые свойства, мощность не меньше 6 лошадиных сил. Этого вполне хватает для транспортировки на мотобуксировщике одного человека и грузов на 30-50 килограммов. Для перемещения 2-х человек и грузов на 150-200 килограммов желательно подобрать мотор мощностью больше 9 лошадиных сил.

Несущая рама

Уровень качества рамы должен находиться на высоте, поскольку в движении она подвергается большим нагрузкам, в особенности при перемещении по бездорожью. Данная конструкция сооружается всецело собственными силами, сваривается из профильных труб с прямоугольным сечением. В основном достаточно трубы с 3-миллиметровой толщиной стенок – более тонкий металл не подходит, он может быстро деформироваться.

Сборка самоделки выполняется согласно ранее выбранному чертежу (примерно такому, как наш).

Для изготовления рамы берут 2 трубы размером 20×20 миллиметров, дополняют еще двумя сечением 20×40 миллиметров, формируют остов.

В него ввариваются 2 уголка по 40 миллиметров, поверху приваривают предохранительную конструкцию для движка, которая не позволит ему получить повреждения при переворачивании техники. К раме также не мешает «пришить» посредством заклепок оцинкованный лист, чтобы закрыть гусеницу.

Подвеска

Подвеска (система подрессоривания) является важным фактором функционирования ходовой части. От избранного типа системы будет зависеть размеренность и скорость передвижения.

По структуре система подрессоривания бывает нескольких разновидностей:

  • комбинированная;
  • склизовая;
  • катковая.

Самая быстрая – склизовая подвеска, так как зазор при перемещении забивается минимальным количеством мусора, снега и иных посторонних предметов. Вследствие этого двигатель будет функционировать с минимальными сбоями, без перегрузок и излишнего нагрева, однако склизы используются исключительно зимой: им требуется снег, который служит охлаждением лыжного модуля.

Для путешествий в любое время года следует выбирать современную систему подрессоривания каткового типа, только не с жесткими, а с опорами катковыми пружинными.

Такой мотобуксировщик будет более плавно передвигаться по мерзлой дороге. Катковая хуже ведет себя на снежном покрове (при перемещении желательно избегать чересчур сыпучего, глубокого снега), однако безупречна для перемещения в летние месяцы.

Комбинированные типы подвески совмещают в себе как достоинства, так и отрицательные черты склизов и катков.

Трансмиссия

Трансмиссия (силовая передача) несет ответственность за передачу вращения вала на ведущую звездочку (профилированное колесо) гусеницы. Силовая передача бывает автоматической редукторной, механической, вариаторной, отдельные разновидности, к примеру, оснащаются реверс-редуктором от «Муравья» (для заднего хода). Плюсом автоматической силовой передачи является большая горизонтальная сила тяги, недостатком – быстрое срабатывание некоторых элементов, потребность в регулярном техническом обслуживании.

В роли механической можно использовать коробку от ВАЗа, другой старой автомашины. Ее преимущества – простота техобслуживания, отсутствие потребности в частой наладке, однако эксплуатация подобной силовой передачи менее комфортна.

Вариаторная коробка передач (КП) обеспечивает мягкую передачу усилия от мотора на гусеницу, что дает возможность уменьшить скорость изнашивания элементов, сэкономить на топливе. Недостаток – слабый ремень агрегатов, который требуется с регулярным постоянством менять.

Гусеница

Такие приспособления бывают снегоходными и специальными, сконструированными конкретно для мотобуксировщиков. Они отличаются по ширине, высоте, длине.

На рынке имеются сменные гусеничные ленты от снегоходов, которые можно практиковать при создании мотособак.

Востребованы гусеничные ленты от «Бурана», только повышенной проходимостью они не характеризуются, использовать мотобуксировщик на бурановской гусенице возможно будет исключительно на скованном льдом водоеме, добротно укатанной трассе.

Покупать необходимо не очень узкие гусеницы. Подходящим является 50-сантиметровое изделие, так как оно делает мотобуксировщик устойчивым, проходимым, поворотливым.

Имеются на рынке и «агрессивные» гусеничные ленты, обеспечивающие повышенную проходимость, шириной – от 550 миллиметров, с нестандартным рисунком протектора. У них увеличена высота грунтозацепов – она составляет 32 миллиметра (нормальная равняется 21 миллиметру).

Гусеницы к мотобуксировщику также можно изготовить собственными силами. При этом можно практиковать разнообразные материалы: транспортерные ленты, мотоциклетные цепи, водопроводные трубы и прочее. Главное, сделать их качественными, легковесными и надежными, чтобы было сбалансированное сцепление траков с дорожным покрытием.

Электрооборудование и системы управления

Для управления мотособакой практикуют руль, связанный с коробкой переключения скоростей, газом, ручкой сцепления, которые необходимо позаимствовать с какой угодно пригодной старой автомототехники. Как правило, базовые комплектации мотобуксировщиков оснащены ручным пуском, но по просьбе клиента его могут заменить электрическим стартером, дополнить катушкой освещения.

Все это без особых усилий можно соорудить своими силами, но расходы на изготовление мотобуксировщика увеличатся.

Без электрического стартера прекрасно можно обойтись, кроме того, ручной запуск является наиболее безотказным в вопросе выхода из строя. Тем не менее без света в ночное время на мотобуксировщике точно будет тяжело, эту систему необходимо учесть непременно. Транспортное средство следует оснастить катушкой на 7 A, чтобы сложностей с питанием фар не появлялось.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий